www.MiKol.ru

Четверг, 18.04.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Каталог статей


Главная » Статьи » Работа

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации

Несмотря на то, что 2007 год выдался сложным с точки зрения обеспечения пожарной безопасности в России, Государственная противопожарная служба (ГПС), претерпевающая преобразования, последовательно решала стоящие перед ней задачи.


Подводя некоторые итоги этой работы можно с уверенностью сказать, что основная цель первого этапа преобразования Службы - сохранения устойчивого функционирования на существующем уровне - достигнута. Период адаптации ГПС в составе МЧС России завершен

Результаты преобразования

Объединение МЧС России и противопожарной службы носило не спонтанный характер. Необходимость такого шага назрела уже давно, и вопрос о нем прорабатывался долгое время. Непосредственная подготовка документов заняла практически год. В результате на основании Указа Президента Российской Федерации № 1309 от 09.11.01 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" ГПС МВД России было преобразовано в ГПС МЧС России. В связи с этим перед Службой и Министерством в целом возник ряд новых задач, решение которых ведет к созданию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одной из основных задач преобразования является исключение дублирующих функций, параллелизма действий двух структур при условии сохранения стабильного функционирования системы ГПС на существующем уровне, сохранение социальных льгот и гарантий для личного состава Службы. Важным вопросом при этом является организация материально-технического обеспечения ГПС.

К настоящему времени уже проделан большой объем работ по сближению и совершенствованию системы ресурсного обеспечения деятельности ГПС в структуре МЧС России. Работа ведется на всех уровнях государственной власти. Так, Государственная противопожарная служба вошла в систему МЧС с большими проблемами: нехватка финансовых средств, недокомплект личного состава. 70-75% (около 25 тысяч автомобилей) пожарной техники по России выработало установленные сроки и должно быть списано. Для решения этих проблем распоряжением Правительства Российской Федерации № 1376-р от 30 сентября с.г. Минфину России предложено при подготовке предложений о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" рассмотреть возможность выделения МЧС России 300 млн рублей на укрепление материально-технической базы ГПС для более эффективного проведения аварийно-спасательных работ. А в период с 2003 по 2005 гг. выделять средства на приобретение пожарно-спасательной техники и оборудования в размере не менее 980 млн рублей ежегодно.

В рамках решения поставленных задач подготовлен проект новой структуры тыловой службы Министерства, включающей в себя управленческую вертикаль от федерального уровня до конкретного подразделения ГПС МЧС России, а также определены другие вопросы, требующие дополнительной проработки и решения. ГУГПС занимается решением данных вопросов в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями МЧС: Департаментом войск ГО и спасательных формирований; управлениями связи и оповещения, закупок и резервов; организационно-плановым отделом; отделом ремонта вооружений и техники; продовольственной, вещевой и другими службами, осуществляющими ресурсное обеспечение деятельности подразделений.

Одним из ключевых звеньев в новой структуре тылового обеспечения являются технические подразделения ГПС, дислоцированные практически в каждом территориальном органе управления Службы в субъектах Российской Федерации и имеющие необходимую производственную и складскую базу. Используя ресурсы данных подразделений технической службы возможно создать окружные отделы или управления материально-технического обеспечения подразделений МЧС России в федеральных округах, тем более что необходимый опыт проведения данной работы и квалифицированные кадры имеются.

Особое внимание уделяется повышению оперативности действий и эффективности пожаротушения. Проводится значительная работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, адаптации существующей системы связи ГПС применительно к структуре МЧС, в том числе по изменению статуса телефонного номера "01", привычного для граждан. Ему будет придан статус телефона единой спасательной службы, обязанной реагировать на все сигналы о помощи.

Следующим немаловажным вопросом организации Службы является обеспечение контроля качества пожарной техники, поступающей на вооружение подразделений ГПС и МЧС России. В этих целях на уровне правительства решается вопрос о распространении в МЧС России ранее действующей в ГПС системы органов военной приемки пожарно-технической продукции.

Следует отметить, что предпринимаемые шаги в области совершенствования материально-технического обеспечения ГПС и Министерства в целом имеют под собой не только организационно-штатную основу, но уже дали практические результаты.

Ситуация с пожарами за минувший период 2002 года

Обстановка с пожарами в России остается сложной. За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 189 031 пожаров, что на 8,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате пожаров погибло 12 821 человек, из них 478 детей (этот показатель на 14,6% меньше по сравнению с прошлым годом), травмы получили 10 518 человек. Материальные потери от произошедших за указанный период пожаров составили более 42 млрд руб.; пожарами уничтожено 62 859 строений, 5 633 единицы техники. Вместе с тем за рассматриваемый период сотрудниками ГПС и МЧС России было спасено 47 169 человек, что на 21,3% больше, чем в прошлом году; материальных ценностей удалось спасти на сумму более 15 млрд руб., что на 61,7% больше прошлогоднего показателя.

По-прежнему подавляющее большинство пожаров приходится на жилой сектор: за 9 месяцев 2002 года произошло 137 303 пожара. Причина этого заключается в существующих экономических условиях: в настоящее время ремонт систем отопления и электрооборудования проводится не на должном уровне, поэтому в случае выхода их из строя население вынуждено использовать различные способы обеспечения нормальных условий жизнедеятельности. В отдельных случаях отсутствие элементарных бытовых условий проживания является объективной предпосылкой роста количества пожаров (особенно сезонных), связанных с нарушением правил эксплуатации электрооборудования, печного отопления, бытовых нагревательных приборов, неосторожным обращением с огнем и др.

Кроме того, в последнее время происходила активная передача ведомственного жилья в муниципальную собственность. Как следствие, участились случаи отказа срабатывания автоматических систем обнаружения пожара, противодымной защиты, а также систем оповещения о пожаре в жилых домах.

Таким образом, обеспечение надежной противопожарной защиты жилых помещений и домов, а также безопасности людей при пожарах в жилом секторе является одной из серьезных проблем, успешное решение которой зависит не только от принимаемых ГПС мер, но и в целом от государственной политики в области обеспечения безопасности.

Анализируя причины возникновения пожаров за девятимесячный период 2002 года, можно констатировать, что участились случаи поджогов (на 30,6% больше, чем в прошлом году), неосторожного обращения с огнем (на 15,2%), шалостей с огнем детей (на 2,5%). Вызывает особую тревогу тот факт, что в 2474 случаях причины пожаров не удалось установить (показатель больше прошлогоднего на 5,1 %).

Данная ситуация заставляет задуматься о путях повышения эффективности работы противопожарной службы и подразделений МЧС, улучшении их материально-технического обеспечения и о превентивных мерах, одной из которых является страхование.

Реформы

Проводится последовательная работа по модернизации Государственного пожарного надзора. Основная цель реформ - создать эффективные механизмы государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных, экономических мер, адекватных угрозе возникновения пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также совершенствовать на этой основе формы и методы осуществления государственного пожарного надзора, отвечающие современным социально-экономическим условиям.

Совместно с Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палатой России проделана работа, направленная на пересмотр технологий надзорной деятельности и на исключение не оправдавших себя, малоэффективных форм и методов. Итогом этой работы стал ряд директивных документов, жестко регламентирующих вопросы организации и осуществления контрольных мероприятий, упрощающих процедуру приемки в эксплуатацию различных объектов, а также согласования и получения разрешений. Из критериев оценки деятельности органов управления и подразделений ГПС исключены количественные показатели применения административных штрафов, ограничен перечень должностных лиц, наделенных правами осуществления пожарного надзора.

Одновременно с этим отрабатываются современные противопожарные требования, позволяющие реализовать право собственника рисковать своим имуществом, при безусловном выполнении мероприятий, направленных на безопасность людей при пожаре и на устранение его угрозы для других лиц.

Совместно с депутатами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и специалистами Всероссийского страхового союза готовится проект Федерального закона "Об обязательном противопожарном страховании имущества и гражданской ответственности юридических лиц". Принятие его позволит задействовать экономические рычаги для повышения уровня противопожарной защиты объектов.

Надеемся, что указанные меры помогут устранить избыточные административные барьеры на пути развития предпринимательской активности и гармонизировать существующие стандарты, нормы и правила в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации.

Как и в любой другой сфере, очень важен кадровый вопрос. В настоящее время проводятся мероприятия по организации внеочередной аттестации начальствующего состава ГПС МЧС России, выполняющего функции государственного пожарного надзора. При аттестации будут учитываться профессиональное мастерство и морально-психологические качества сотрудников.

Выполнение перечисленных выше мероприятий позволит планомерно заменить порой чрезмерное и неоправданное административное влияние ГПС более эффективными мерами ответственности самих субъектов экономики за исполнение требований пожарной безопасности, отказаться от форм жесткого всеобъемлющего контроля, перейти преимущественно на консультационные услуги, сосредоточив при этом усилия в первую очередь на обеспечении государственного надзора за объектами: 1) с массовым пребыванием людей; 2) где используется атомная энергия; 3) которые в соответствии с законодательством признаны потенциально опасными и социально значимыми.

Государственная пожарно-спасательная служба

Министром МЧС России С.К. Шойгу поставлена задача создания в перспективе Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС). Этому вопросу была посвящена научно-практическая конференция в апреле с.г., решением которой определены основные направления в нашей работе.

Организационное оформление ГПСС на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществлять на основе сети уже созданных подразделений и органов управления, а также входящих в МЧС России служб и формирований, таких, как ГПС, ПСС и войсковых формирований ГО. Максимально будет задействована развитая территориальная инфраструктура ГПС. Конкретные шаги предпринимаются уже сегодня. В частности, отрабатываются варианты создания объединенных пожарно-спасательных подразделений. Такие отряды уже созданы в Московской и Камчатской областях.

Не менее важное направление - подготовка личного состава ГПС. На сегодняшний день переработана и введена в действие примерная программа специального первоначального обучения пожарных, предусматривающая совместную подготовку пожарных и спасателей; заканчивается разработка новых учебных программ для учебных заведений и подразделений. Коллегией МЧС России утверждена Концепция образовательной деятельности и подготовки кадров для ГПС. Кроме того, в октябре на совместном заседании коллегий МЧС России и Военного совета войск ГО рассмотрен вопрос о совершенствовании и развитии материально-технической базы образовательных учреждений. Намечен ряд конкретных мер по укреплению и развитию этой базы. Позитивный результат не заставит себя ждать. Проблемы совершенствования деятельности в области государственного пожарного надзора в мае нынешнего года были рассмотрены на коллегии МЧС России.

В.Т. КИШКУРНО,
начальник ГУГПС МЧС России

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности"
Категория: Работа | Добавил: mikol (08.02.2009)
Просмотров: 5233 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории каталога
Работа [6]
Музыка [0]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22